М
М
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я
Мавританский газон – травяной покров, создаваемый посевом цветочных растений (маки, лен, васильки, клевер) или смесь их с многолетними злаками.
Макадам – смесь из щебенки и битума, известная также под названиями «черное покрытие», «асфальт», «тармак». Используют для въездных дорожек.
Макет – модель ландшафта, здания, площади, парка и др., выполненная в определенном материале (дерево, бумага, стекло, пластмасса и др.) и в уменьшенном по отношению к реальному объекту масштабе. Наиболее часто делаются проектные макеты, которые позволяют в наглядной форме представить результат намечаемого строительства.
Макроклимат – климат области, страны и других крупных структурных географических единиц, важный фактор, учитывается при дендрологическом районировании (см.Микроклимат).
Макрорельеф – крупные формы рельефа, характеризующие облик большой территории земной поверхности: горные массивы, хребты, бассейны рек, межгорные плато, плоскогорья и др. (см. Микрорельеф).
Малые архитектурные формы – искусственные элементы садово-парковой композиции: беседки, ротонды, перголы, трельяжи, скамейки, арки, скульптуры, киоски, павильоны, фонтаны, навесы и т.п. (см. Парковые сооружения).
Манера – отличительная черта какого-либо художника, автора; его излюбленный прием или стиль поведения.
Маркиза – наружный навес над окнами, входом в дом, витринами, балконами, террасами для защиты от солнца. Выполняется в разных материалах, из парусины, холста, стекла, металла, пластика.
Массив парковый – участок парка, площадью более 0,5 га, состоящий из паркообразующих и сопутствующих деревьев и кустарников горизонтальной и вертикальной сомкнутости. Массивы парковые различают чистые (сосновый, еловый) и смешанные (напр., березево-еловый).
Масштаб (нем. mas – мера, stab - палка) – отношение длины линии на чертеже к длине линии в натуре. В ландшафтном дизайне преобладают масштабы 1:10; 1:20; 1:50; 1:100; 1:500. Реже чертежи выполняются в натуральную величину (1:1) или, наоборот, в более мелком масштабе (1:1000; 1:2000). Масштаб выражает особенности композиционного построения объекта, его соразмерность данному окружению, архитектурным сооружениям и главное самому человеку.
Матаджи – деревянная развилка для поддержки стеблей растений в вазе в вертикальном положении.
Махровые цветы – цветы с большим количеством лепестков или ярко окрашенных долей околоцветника.
Меандры – орнамент в виде ломаной или кривой линии с завитками, напоминающими изгибы русла ручья, реки.
Мегалиты (гр. megas – большой, lithos - камень) – археологические памятники, сооруженные из блоков дикого или грубоколотого камня, в т.ч. менгиры – вертикально врытые каменные столбы. Иногда композиции из крупных камней, напоминающих мегалиты, воспроизводятся и в современных парках.
Медальон – барельеф или живописные изображения в круглом или овальном обрамлении. Иногда в форме медальона выполняется цветник, клумба.
Медленнорастущие породы растений – группа декоративных древесных растений, ежегодный прирост у которых не превышает 10-30 см.
Мезорельеф – промежуточный рельеф между макро- и микрорельефом (см.), такие формы земной поверхности, как напр., терраса реки, впадина, овраг, небольшое ущелье и др.
Мезофиты – растения умеренно влажных областей с количеством выпадающих осадков в год более 500 мм.
Мексиканский плавучий сад – аборигены Мексики в XIV ст. встраивали плоты из плетеного тростника по 25-30 футов в длину и по 10 в ширину, плоты эти наполнялись илом и землей и выращивали на них маис, овощи и особенно цветы, необходимые для священных обрядов. На самых крупных плавучих садах зеленело деревцо, а рядом стоял домик. Когда нужно было перебраться на другое место (напр., чтобы избавится от неудобного соседа), то плот снимали с якоря, привязывали к лодке, а затем уводили по желанию.
Мелкозем – почвенная элементарная частица размером мельче 1 мм.
Мелкоукореняющиеся растения – растения с поверхностной корневой системой (ель, береза, платан и др.).
Мемориальный комплекс – территория, на которой размещены монументальные архитектурные сооружения: мавзолеи, пантеоны, скульптурные группы, обелиски славы и памятники, посвященные выдающимся историческим событиям и лицам. Решается как парк мемориального значения с включением крупных партеров, с регулярными аллейными посадками деревьев, оформлением мест захоронения деревьями с плакучей или пирамидальной формой кроны.
Менажерия – домики для содержания птиц, вольеры. В парках имеют не столько утилитарное, сколько декоративное значение. Располагаются обычно на берегу пруда, озера.
Менажерный фонтан – фонтан с полыми струями большого диаметра, бьющими через кольцевые прорези.
Мертвые материалы (инертные материалы) – разноцветный песок, толченая черепица, битое стекло, толченый мрамор, антрацит и др. материалы, с помощью которых выполняется в натуре рисунок садовых партеров. Сочетаются с живыми материалами в виде газонных трав, цветов, стриженого кустарника.
Местопроисхождение растения – географический район происхождения исходного образца растения (семян, черенков, саженцев).
Микроклимат – климат приземного слоя воздуха, возникающий на небольших участках земной поверхности в результате взаимодействия различных факторов среды (нагревание, охлаждение, увлажнение) и влияния зданий, сооружений, растительности, водоемов и т.п. (напр., микроклимат городского сада и жилого двора). В помещениях также имеется свой микроклимат.
Микроландшафт – ландшафт небольшого пространства (напр., дачного участка), состоящий из различных, как природных, так и искусственных элементов, находящихся в постоянном взаимодействии.
Микрорельеф – мелкие элементы рельефа в ландшафте парка, сада и др., являющихся деталями мезорельефа. Занимает небольшие площади до нескольких сотен кв. м., с колебаниями-перепадами в отметках в пределах 1 м, напр., рельеф куртины, клумбы, холмика (положительные формы); ложбинка (отрицательная форма), требуют при вертикальной планировке незначительных изменений, необходимых для организации поверхностного стока, получения хорошо выровненной поверхности полян (см. Макрорельеф).
Микротермы – растения, произрастающие при низких температурах.
Миксбордер (англ. mix – смешивать, border - кайма) – вид цветочного оформления, характерный многократной сменой цветения в течении вегетационного периода, создаваемый путем подбора красивоцветущих травянистых, преимущественно многолетних растений.
Миловид – в русских парках XVIII-XIX вв. – беседка, из которой открывается особенно живописная панорама или перспектива; видовая площадка.
Мимикрия – подражательная окраска или форма защитного значения. В ландшафтной архитектуре вертикальное озеленение фасадов, сады на крышах может преследовать подобные цели.
Минерализация – распад органического вещества до простых неорганических веществ.
Многолетники – травянистые растения, развивающие в первый год вегетативные органы (розетки), а в последующие – цветущие и плодоносящие. Делятся на группы: корневищные,клубнекорневищные, луковичные и с утолщенными корнями.
Мода (фр. mode) – господство в определенное время и в определенном месте тех или иных вкусов в отношении способов украшения жилища, устройства сада, цветника, оформлении балкона и т.п.
Модерн (фр. moderne – новейший) – стилевое направление в архитектуре и прикладных искусствах конца ХІХ – начала ХХ вв. В основе модерна лежит принцип синтеза искусств, он связан с использованием новых технико-конструктивных средств и художественных тенденций. Для стиля модерн характерны криволинейные формы оконных и дверных проемов, карнизов, подчеркнутая асимметрия, введение причудливых экзотических орнаментов, напоминающих водные струи, болотные растения, русалок, ниспадающие ветви деревьев и т.д., а также тяготение к новым нетрадиционным материалам – металлу, железобетон и др. Искусство модерн во многих европейских странах известно под терминами Югендстиль (Германия), Сецессион (Австрия).
Модульный сад – прием оформления фрагмента парка, цветника, построенного на геометрически правильной системе модулей-емкостей с различным или однородным заполнением цветами, декоративным мощением, газоном, водой.
Модуляция (лат. modulato – мерность) – размеренное или закономерное изменение, постепенная перемена состояния (напр., сезонный переход колорита насаждений в другую тональность).
Мозаика – изображение или орнамент, выполненные из отдельных плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков цветных камней и стекла, дерева, эмали и пр. Просто пестрая смесь чего-либо, напр., листвы, плодов.
Мозаика листовая – характер расположения листьев на ветвях, степень затенения их друг другом, определяющая текстуру кроны дерева или кустарника.
Мозаичность – дробность, пятнистость окраски или расположения каких-либо элементов на поверхности. Учет фактора мозаичности важен для зрительного восприятия объектов ландшафтного дизайна.
Монолит (гр. monolithos – сделанный из цельного камня) – каменная, бетонная глыба, колонна, высеченная из одного куска горной породы.
Монолитный – цельный, нерасчлененный на части.
Монохромный – одноцветный, цвет в очень узкой полосе спектра.
Монумент (лат. monumentum – напоминаю) – произведение архитектуры в виде триумфальной арки, обелиска, памятной колоннады и т.д., сооруженное в целях увековечивания исторического события или деятеля, имеющего общественную значимость. Отличается величественностью форм, долговечностью материалов (напр., бронза, мрамор, гранит), устанавливается на площадях и в скверах, в курдонерах дворцовых зданий, в парках, часто включает в себя скульптурные изображения, входит в состав городских ансамблей.
Мрамор (греч. — «сияющий камень») — метаморфическая горная порода, состоящая только из кальцита CaCO3.Мрамор используется как камень для памятников (монументальной скульптуры и надгробий), как штучный строительный камень для наружной облицовки и внутренней отделки зданий и в виде дроблёного и молотого камня, а также штучного (пильного) камня. Мраморная крошка и дроблёный песок используются при изготовлении каменной мозаики и штукатурки, в качестве заполнителей бетона.
Мрамор используется также для создания мозаичных композиций, рельефов и круглых изваяний (преимущественно однотонный мрамор, большей частью белый, реже — цветной или чёрный).
Также мрамор применяется для облицовки каминов и фонтанов, изготовления столешниц, лестничных маршей, полов, вазонов и балясин.
Музыка ветра – подвески на ветвях деревьев из металлических, деревянных, керамических трубок и стержней, которые издают приятный звон при движении воздуха. В восточных садах это традиционный прием, оживляющий сад, создающий в нем особую акустическую атмосферу, отвлекающий внимание от внешних шумов, напр., улицы.
Мульчирование – покрытие обнаженной земли в приствольных кругах, грядках, живых изгородях торфом, перегноем и другим материалом для предотвращения чрезмерного испарения и защиты почвы.
М
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я